Химический факультет
ИЕН Уральского федерального университета

Home Контакты История Новости
История школы
Абитуриенту
Учебн. материалы
Прикл. программы
Конференции
Зимняя школа ХТТ
Журнал HOH-Stop
Кафедра физхимии
Кафедра ВМС
Ссылки

 

[ Новости ]

5 – 9 февраля 2013 года проводится Зимняя Школа по ХТТ. Информация и форма участника.

 

ЗИМНИЕ ШКОЛЫ ПО ХИМИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА И ИХ ТРАДИЦИИ


Научно-технический прогресс человечества базируется на расширенном использовании природных и искусственно получаемых материалов широчайшей номенклатуры. Без них не было бы космической и авиационной техники, ядерной энергетики, современных ЭВМ, средств коммуникации, приборов медицинской диагностики и множества иных, ставших совсем привычными, высоких технологий, бытовых устройств и приспособлений.
Рождение потребностей с неизбежностью приводит к рождению научного базиса. Им стала наука «химия твердого тела» (ХТТ) – термин введен российским химиком Ф.М. Флавицким еще в 1902 г! Много позднее (после 2-й Мировой войны) на Западе был введен термин «materials science» – наука о материалах, базирующаяся на химических принципах. Современное понимание сущности ХТТ раскрыто академиком И.В. Тананаевым через понятие «материал»: «Материал – это вещество, обладающее свойствами, которые предопределяют то или иное его практическое применение». Или: «Материал – это химический индивид или их совокупность, находящихся в состоянии, которое характеризуется комплексом необходимых для практики свойств». Следовательно, ХТТ занимается не только изучением условий и механизмов процессов получения химических индивидов или их композитов, но и тонкостями формирования макро- и микроструктуры конечного продукта (материала), обладающего совокупностью целевых свойств. Все это делает ХТТ комплексной пограничной наукой, использующей совокупность экспериментальных методик, в том числе и физических, современную методологию квантово-химического и термодинамического компьютерного моделирования, и вырабатывающей рекомендации для практики.
Целенаправленные исследования в области ХТТ оксидных материалов были развернуты в 70-е гг. Жуковским Владимиром Михайловичем и его последователями на химическом факультете УрГУ при активном участии студентов. Опора на молодежь – старая добрая университетская традиция. Она реализуется через научные общества и массовые школы, проводящие занятия, чаще всего, в зимние каникулы. Проведение школ, несмотря на тяготы их организаторов, оборачивается колоссальными достоинствами:
• для подготовки полноценных ученых и специалистов, гармонично развитых людей, влюбленных в свою науку, мало одних только аудиторных занятий, лабораторных практикумов и семинаров – важнейшую роль играет живое общение в неформальной обстановке с ведущими специалистами других факультетов в том числе и гуманитарного профиля, академических институтов, вузов;
• на школе студенты отдыхают, сочетая получение уникальной научной информации, навыков научных дискуссий со спортивными занятиями и культурным отдыхом;
• неформальное общение умудренных опытом профессоров и юных студентов друг с другом сближает поколения, облегчает реализацию обоюдной процедуры «…выбери меня …»;
• на школе происходят встречи с молодыми коллегами, занимающимися проблемами современного материаловедения в иных научных центрах.
Зарождение Зимних школ по ХТТ приурочено к 1983 г, когда инициативная группа химиков ознакомилась с опытом Зимней Школы астрономов. Официально первая зимняя школа по химии твердого тела состоялась в 1984 г на турбазе «Хрустальная» (25 участников). Именно там были заложены основные традиции проведения школ – сочетание учебы и отдыха, лекций и катания с гор, бега на лыжах. Тогда же родилась и эмблема Школы (автор – Певзнер М.Е.) и первый гимн, посвященный турбазе «Хрустальная».
Популярность и научный авторитет этой школы росли с каждым годом. Третья Зимняя школа (1986 г) впервые проводилась совместно с Институтом химии УНЦ АН СССР на базе отдыха «Академическая». В ней участвовало 70 человек, из них – 40 от университета, в т.ч. 20 студентов. В научной программе было заслушано 15 лекций ведущих ученых из различных вузов и академических институтов страны. Пятая Школа (1989 г) проводилась на базе отдыха «Трубник» – уже как региональная школа молодых ученых под эгидой УрО. В ней приняло участие около 100 человек, но в основном это были участники от институтов УрО АН СССР.
Тяжелые экономические условия 90-е гг. на время прервали проведение школ. Но прогрессивные идеи не забываются, и пробивают себе дорогу, невзирая на трудности. В феврале 1997 г, после изучения документов Зимних Школ 1983 - 1989 гг. и оценки финансовых возможностей, предоставляемых Президентской Программой «Интеграция», на химическом факультете было принято решение «…возобновить проведение Зимних Школ по ХТТ совместно с институтами УрО РАН». Возрождение из льда и снега произошло 4-7 февраля 1998 на турбазе «Академическая» около деревни Кунгурка с участием студентов, сотрудников, аспирантов, преподавателей УрГУ, ведущих и молодых ученых институтов ХТТ, ВТЭХ, ИФМ УрО РАН в рамках интеграции системы науки и образования РАН и Минвуза РФ.
Фактически это была седьмая школа от начала ее существования (далее там были проведены еще четыре школы). В научной программе Зимних Школ традиционно обсуждаются проблемы дефектного состояния твердых тел, явления упорядочения дефектов и кластерообразования, взаимосвязи между структурой твердого тела, поведением дефектов и физическими свойствами материалов. Рассматриваются особенности кристаллохимии, фазовых равновесий, кинетики и механизмов синтеза новых классов оксидных материалов, находящих применение в различных областях современной техники, возможности новых экспериментальных методов прямого изучения тонких эффектов в твердом теле и методов компьютерного моделирования, вопросы о роли и месте науки, и в частности химии, в решении глобальных проблем экологии. Предметом обсуждения были также современные способы получения, свойств, анализа и применения функциональных материалов; технологии получения наноматериалов, изучение металлокарбоэдренов и родственных металл-углеродных наночастиц; спектроскопические методы исследования и контроля материалов и изделий из них; процессов фазообразования при химических превращениях твердых веществ методами синхротронного излучения; интеркалатные соединения на основе дихалькогенидов титана; методы электродной импеданс-спектроскопии; материалы для постоянных магнитов; нестехиометрия сложных оксидов и др. наноразмерные частицы; новые высокотемпературные сверхпроводники на основе борида магния; квазикристаллы; нелинейная динамика открытых систем; топливные элементы; стресс-коррозия металлов в полевых условиях и многое другое.
Результатом проведения школ является несомненное повышение общего тонуса студенческой и научной молодежи, возможностей эффективного вовлечения академических ученых в учебный процесс, укрепление неформальных контактов.
Однако не следует думать, что все сводится только к лекциям с утра и до утра. Функцию упорядочения, разрядки, воспитания и отдыха на Школах выполняют культурная и спортивная программы:
• взаимные представления и соревнования команд (студенты, академия, преподаватели);
• музыкальные лекции и конкурсы, КВН;
• спортивные соревнования (футбол, волейбол, плавание, лыжи);
• встречи с выпускниками и вечера воспоминаний – рассказы о восхождениях, туристских походах, пробегах, экстремальных ситуациях;
• и, конечно, …. коллективное пение и танцы!
С 2004 г. школы проводятся на территории ФОК «Гагаринский» около г. Первоуральска. В разные годы гостями школы были представители из Московского, Санкт-Петербургского, Омского, Южно-Уральского, Пермского и других университетов России, Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, СО РАН, Федерального Ядерного Центра (Саров), Бурятского НЦ СО РАН и других организаций. Число участников школы обычно составляет не менее 90 человек. На школах многократно выступали директора академических институтов РАН, члены корреспонденты и академики РАН, десятки других ведущих специалистов. Программы Школ постоянно использовали и используют опыт преподавания химии твердого тела на химических факультетах других университетов России (МГУ, С-ПбГУ, НГУ), с кафедрами которых, химики Уральского университета поддерживают многолетнюю тесную творческую связь, а также опыт университетов США, Англии, Италии, Норвегии, Дании, Чехии, Японии и Германии.
Исключительно интересны и разнообразны лекции по спортивной и культурно-просветительной тематике (приведем примеры разных лет):
◄профессор Г.К. Моисеев (лыжник и марафонец) – «Все о лыжах. Стратегия победы» и «Сверх марафонский пробег «Свердловск – Брест»;
◄к.х.н. А.О. Крылов «В горах Кавказа, Тянь-Шаня, Памира и Гималаев»;
◄к.х.н., майор МЧС и экстремал Г.Б. Пахомов – «Экстремальные ситуации. Школа выживания», «Через Германию на роликовых коньках», «Экспедиция “Сотый меридиан” (13000 км!)», «Горящая Россия или не прирученный огонь»; ""Спастись нельзя, погибнуть?" или "Спастись, нельзя погибнуть!"??? и многие другие.
◄ к.ф.н. Гудов В.А. «Феномен массовой литературы», «Нужен ли курс литературы студенту-химику?»
◄ к.ф.н. Подчиненов А.В. «Художественный мир Ф.М.Достоевского»
и многие другие.
Ежегодно огромный труд на своих плечах несут организаторы Школ: доценты Е.С. Буянова и Л.Я. Гаврилова, профессор В.А. Черепанов, ведущий КВН доцент А.Л. Подкорытов. Как известно, побеждают хорошо подготовленные экспромты. К школам всегда готовили песни, стихи и этюды. Нешуточные артистические способности проявляют студенты. Вечер знакомств, КВН, песенный вечер, танцевальная викторина, спортивные состязания в зале и на морозе, дискотеки – эти необходимые компоненты Школы в последние годы удачно дополняются полуночными тематическими шоу, подготовленными непосредственно силами студентов.
С подробной информацией об истории проведения Зимних школ, фотогалереей разных лет можно ознакомиться на сайте химического факультета Института естественных наук УрФУ по адресу http://chem.usu.ru/, статьях в журнале «Наука. Общество. Человек. Вестник Уральского отделения РАН». 2006, №2(16), с.67-71», и газете «Уральский университет» за прошедшие годы (февральский - мартовский номера).

 

Copyrite © Химфак УрГУ. Все права защищены